"Наощупь" или "на ощупь"?

Уважаемые господа, я в замешательстве. До сих пор думала, что "наощупь" пишется слитно. У Даля нашла подтверждение, но у Розенталя написано обратное. Яндекс вообще "разделился". Помогите мне пожалуйста.

Ответили: 48


10/12/2009 17:43     

Я до сих пор думал и думаю, что слитно.


10/12/2009 17:46     

"Общество слабовидящих приглашает на работу секретаршу до 30 лет, приятную на ощупь".


10/12/2009 17:52     

на ощупь предмет казался металлическим
пробирался наощупь в кромешной темноте

может так?


10/12/2009 17:55     

вот да, мне тоже кажется. если есть дополнение, то раздельно, а если нет - то вместе.


10/12/2009 18:01     

К какому слову дополнение?
Предмет (на ощупь)
В кромешной тьме (на ощупь). Не вижу почему-то разницы (((((


10/12/2009 18:07     

Пробирался - как? - наощупь. Наречие - обстоятельство образа действия.
Ткань шелковистая на ощупь - какая по ощущению, на пробу?


10/12/2009 18:14     

Но ведь это наречие тоже пишется отдельно, как я помню.


10/12/2009 18:03     

Но ни в одном из источников не указано, что слово можно писать и слитно и раздельно.


10/12/2009 18:04     

Да. И только так. ))


10/12/2009 20:31     

Согласен.


10/12/2009 17:57     

ОТДЕЛЬНО!
На ощупь.
Источник: РОС / ИРЯ им. Виноградова, 2008.


10/12/2009 18:06     

Занятно: в МАС есть оба варианта.


10/12/2009 18:25     

Пока искала, прочитала мнение о том, что более раннее упоминание о правописании того или иного слова является верным. Сейчас наиздавали поправок в угоду современным "писателям", волосы дыбом. Разговорные формы почему-то стали считаться верными.


10/12/2009 18:39     

а не могли бы Вы поделиться ссылкой на это мнение?


11/12/2009 01:06     

С превеликим удовольствием бы сделала это для Вас, но уже не смогу вспомнить, столько пересмотрела ссылок и столько раз меняла форму запроса в поисковике. И искала не с компьютера. :-(


10/12/2009 19:29     

Тут всяко бывает. Раньше писали "чорт" и "корридор"...


10/12/2009 18:15     

Грамота.Ру дает только такой вариант: ОЩУПЬ, -и; ж. < На ощупь. в зн. нареч. 1.
С помощью осязания, по впечатлению от ощупывания, прикосновения. Шершавая на ощупь поверхность. Найти очки на ощупь. -2.
Вслепую, наугад. Идти на ощупь. Искать решение проблемы на ощупь. Вести машину на ощупь.

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?l op=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%EE%F9%F3%EF%FC

Слово "наощупь" ей неизвестно.

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?l op=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%ED%E0%EE%F9%F3%EF%FC

И кстати - спеллчекер ЖЖ подчеркивает "наощупь". :о)


10/12/2009 18:22     

в "Правилах русской орфографии и пунктуации" (ИРЯ, 2007) - на ощупь.
а я тоже думала, что слитно)

moderatorial
10/12/2009 18:22     

Поставьте, пожалуйста, заголовок.

ТОЛЬКО НАОЩУПЬ
10/12/2009 18:42     

без вариантов


10/12/2009 19:54     

Если написать слитно — выглядит отвратительно.
Раздельно должно писаться.
Чую, но обосновать не могу ©


10/12/2009 20:05     

Вот-вот, именно отвратительно.
Обоснование, мне кажется, здесь: Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Российская академия наук. ИРЯ им. В.В. Виноградова.
М.: Эксмо, 2006. Параграф 139 гласит: наречия... пишутся раздельно... на лету, на отшибе, на ощупь, на пару, на славу и т.д.
А так называемые "дополнения" (в комментариях выше) к НАРЕЧИЯМ не имеют никакого отношения. По их логике, "на славу дня" НАДО ПИСАТЬ ВМЕСТЕ )).
Но это же бред. "Совершеннейшая дичь" (С) Ф.М. Достоевский.


10/12/2009 20:34     

А "навскидку" - тоже писать раздельно?

Продолжая свою логику
10/12/2009 20:52     

"Навскидку" выглядит хорошо, пусть будет так

*покраснев*
А это та же часть речи, что и "на ощупь"?

Re: Продолжая свою логику
10/12/2009 21:00     

Конечно, это тоже наречие. Которое, конечно же, пишется слитно. В том же параграфе перечислены: навзничь, наизусть, напролом и т.п. Не стоит обращать внимания, чутьё Вас не обманывает ))


10/12/2009 21:07     

Есть наречия, которые пишутся вместе. Есть наречия, которые пишутся раздельно.
Так что Ваш вопрос меня удивил. Зависимые слова, от присутствия или отсутствия которых различны варианты написания, к наречиям не имеют никакого отношения.
"Не видимые миру слёзы". Но "невидимый мир". Это НЕ НАРЕЧИЯ. Это - причастия.

На какую ощупь?
11/12/2009 17:10     

Простите, кажется, я не вполне разобрался. Очевидно, я подсознательно имел в виду что-то вроде этого:

Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос. (Розенталь)

Просто я всегда писал слитно, и мне это казалось логичным - поскольку самостоятельного слова "ощупь" не существует, как тут ниже указали.

Re: На какую ощупь?
11/12/2009 17:35     

В Русском орфографическом словаре (РАН, 2008) слово "ощупь" есть.

Re: На какую ощупь?
11/12/2009 17:46     

Ну так в этом и вопрос, не так ли? В орфографическом словаре 2008 года есть, а в употреблении - уже нет, если не считать наречий "на ощупь" (пишу раздельно, так и быть:)) и "ощупью".

Ну, собственно, это уже просто размышления, там внизу [info]kcmamu уже прояснил ситуацию с этим словом.

Re: На какую ощупь?
12/12/2009 01:38     

Ну да... В общем-то все устали обсуждать. Бывают ситуации позанятней (к примеру, о краешке черных трусиков )))

Re: На какую ощупь?
12/12/2009 10:49     

Вот! И у того же Розенталя я нашла "на ощупь". Может навело тень на плетень словосочетание "продвигаться ощупью", и это дало право считать "ощупь" самостоятельным словом?


10/12/2009 20:23     

А для меня раздельный вариант выглядит дико. :-)


10/12/2009 21:08     

И напрасно. )))


10/12/2009 20:30     

Раздельно. Так, во всяком случае, в словаре "Слитно или раздельно? (опыт словаря-справочника)"/ Под ред. Розенталя. — М., 1976.


10/12/2009 22:06     

«Иду на ощупь», кричали куры, попавшие в ощип.


10/12/2009 22:27     

До 1956 года было разное написание (шел наощупь — пробовал материал на ощупь), а с тех пор всегда раздельно. Недавно предлагали перейти к слитному написанию, но это не было утверждено.


11/12/2009 12:30     

Как у Крылова: "Когда в товарищах согласья нет..." :-)


10/12/2009 22:30     

Архипелаг ГУЛаг. Том 1 (части 1-я и 2-я)
"А здесь ничего не задано, устава нет, и всё открывать наощупь. Встав на ноги, я оборачиваюсь к их старшему, к пахану."
:-) Как-то хочется верить Солженицыну.


10/12/2009 23:45     

Солженицын и "девчёнка" писал :)


11/12/2009 01:28     

Иосиф Бродский.
Стихотворение о слепых музыкантах

Слепые блуждают ночью.
Ночью намного проще.
Перейти через площадь.
Слепые живут наощупь.
Наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти стены.
А музыка - в них упрется
Музыку поглотят камни.
И музыка умрет в них,
Захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать наощупь.
Так значит слепым - проще.
Cлепой идет через площадь.


11/12/2009 12:47     

Ни Бродский, ни Солженицын образцами правописания не слывут.


11/12/2009 00:31     

Как известно, слитно пишутся те наречия, одна из частей которых не существует по-отдельности. Не знаю, было ли когда-то слово "ощупь", но вполне возможно, что было (иначе как бы такое наречие возникло?), однако теперь оно, по-моему, не употребляется. Стало быть, логичнее писать слитно. Хотя, согласен, пока оба варианта выглядят слегка коряво. Что ж, переходный период.

Двигаться ощупью!
11/12/2009 00:32     

Реликт!:)

Re: Двигаться ощупью!
11/12/2009 08:21     

Наш язык довольно древний, да. :-) Разве это считается теперь недостатком?

Re: Двигаться ощупью!
11/12/2009 11:30     

Реликт - в биологическом смысле. "Отдельная сохранившаяся часть некогда обширной, но ныне исчезнувшей совокупности".

Древность языка не считается недостатком, пока не переходит в мертвость. Простите за черный юмор.

Но, думаю, нашему это пока не грозит.


11/12/2009 12:22     

:-) Вы правы, мы ещё поживём.


11/12/2009 11:52     

Слитно. Классики писали и мы должны.