Женские платья Российской Империи XVIII - начало XX века







Шелковое платье из гардероба Елизаветы Петровны.



Платье XVIII века изменялось медленно. Они состояло из двух частей: лифа и юбки, которые не всегда шились из одной и той же ткани. Лиф или корсет-корсаж с круглым большим декольте держался на косточках из эластичных пластин китового уса, вставленных в подкладку и плотно облегал фигуру. Широкая густо сборенная юбка крепилась на кринолине или фижмах - специальном приспособлении или каркасе из ивовых прутьев, тростника или китового уса и плотной ткани. Размах фижм иногда достигал полутора метров.







В 1790-е намечается стремление к упрощению силуэта женского платья, постепенный отказ от громоздких фижм. В моду входят ткани в полоску, появляются платья из светлых легких материй. Самым модным силуэтом 1790-х гг. были платья покроя "шемиз" ( от chemise - рубашка). Такие платья шили из легких льняных и хлопчатобумажных тканей: муслина, батиста, кисеи, кружева, крепа, тюля и "дымки". Предпочтение отдавалось тканям с мелким цветочным узором, полосатым или однотонным, особенно белым. Платья покроя шемиз - любимая одежда казненной королевы Марии -Антуанетты.





Платье женское из кремовой шерсти с шелком. Фрак из коричневого сукна.


В начале XIX века в моде платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткие рукава, фасон подчеркивает естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобных туалетах напоминали изображения с античных ваз, барельефов.





Платье из кремовой кисеи


В конце 1820-х гг. снова появляется корсет из китового уса, лиф платья приобретает вид венчика цветка. В моде покатые плечи мраморной белизны. Вырез часто отделывался рюшами, кружевом или поперечной оборкой "бертой". Юбка становилась все шире и напоминала форму колокольчика.




Платье из набивного узорного линобатиста



Начиная с середины века пышные юбки достигают гигантских размеров, доходят в ширину до 6 метров, держатся они при помощи кринолинов. В моду входят оборки, фестоны, воланы. Количество их на одной юбке- от двух до десяти, такие же оборки к лифу, вырезу, рукавам. В моду входит рукав фасона "пагода" - узкий у плеч, он расширяется от локтя к кисти, завершаясь пышным подрукавником, схваченным на запястье узким манжетом. Нарядные платья шьются из шелковых материй, шерсти.






Платье из коричневой тафты



Нарядные накидки шили из бархата. Самыми популярными были черный, темно-синий и темно-серый цвета. Такие накидки эффектно отделывали бахромой, тесьмой, плетением, шнуром.






Платье из серой тафты, отделано выпуклыми ромбами, пелерина черного кружева машинной работы типа "шантильи" французского производства.







Платье. Репс, цветные шелковые нити.



В 1870-х гг. пышные и широкие юбки с кринолинами сменяются юбками, заднее полотнище которых причудливо драпируется на турнюре. К таким фасонам очень подходили плотные рубчатые шелка типа репса, крепа, плюш, а так же бархат и шерсть. Платье, сравнительно узкое спереди, украшалось сзади каскадом сложных бантов, лент, кружевных розеток, бахромой.







Платье императрицы Марии Федоровны - 1880 гг. Белый узорный атлас вышивка искусственным жемчугом. Мастерская A. Corbay -Wenzel








Утренняя домашняя одежда - пеньюары, кофты-матине, чепчики, ночные рубахи было принято украшать великолепными узорами ручной вышивки. Эти тончайшие изделия производились руками крепостных мастериц в помещичьих усадьбах и профессиональными белошвейками в модных мастерских. Для утренних туалетов использовались белый газ, органди, кисея, льняной батист, тюль, тонкое кружево, шелк, пике, коленкор. Вышивали белыми хлопчатобумажными тканями, для чего применялись односторонняя и двусторонняя гладь, ажурная сетка, английская гладь.





В 1890-х гг. женский костюм делается более строгим и деловым, турнюр постепенно выходит из моды, хотя торс по-прежнему затягивают в корсет. Появляется юбка, скроенная по косой, узкая у бедер и расширенная книзу; у вечерних туалетов остается в моде трен - длинный шлейф.







Платье из лилового репса из трех частей - лифа, юбки, пояса. Приталенный лиф на "косточках", подкладка из хлопчатобумажной ткани. Пышные, густососборенные рукава с буфами заужены к кисти. Юбка из семи расклешенных клиньев, с трепом и оборкой по подолу.





Платье сшитое из тонкого сукна и шифона, отделано по рукавам, лифу , подолу юбки гирляндами цветов из скрученных белых атласных и шифоновых лент. Выполнено в мастерской Ламановой.






Вечернее платье из черных машинных кружев. Платье принадлежало преподавательнице иностранных языков в петербургской частной гимназии М.Ф. Тимм - привелегированном учебном заведении, где учителями были обедневшие дворяне.








Платье из синего шифона, подложенного кремовым репсом, отделано вышивкой гладью. Линия высокой талии подчеркнута лентой и бантом из черного бархата.






Придворное платье статс-дамы, фирма "г-жа Ольга"




Характер придворного платья, введенного указом 1834 года, в общих чертах сохранился до 1917 года.
Платье состояло из бархатного лифа на косточках с удлиненной талией. с двумя узкими мысами-шнипами на талии в центре, белой атласной юбки и шлейфа, закрепленного на талии с помощью пояска. По указу статс-дамы и камер-фрейлины имели зеленое верхнее бархатное платье с золотым шитьем вокруг. Фрейлины Императрицы и Великих Княжон носили платья синего, пунцового и прочих цветов.





Платье Великой княгини Марии Федоровны лилово-розового бархата






"Костюм в России XV - начало XX века"

платья из собрания Государственного исторического музея

Ответили: 18


18/01/2011 19:56     

красота!


18/01/2011 19:58     

бесспорно)


18/01/2011 20:22     

Ахх какая красота! Особенно поразило придворное платье Марии Федоровны


18/01/2011 20:27     

мне тоже нравится именно розовый цвет придворного платья


18/01/2011 22:46     

На фото платья из лилового репса прекрасен фон: какие кружева гардины! А орнамент на портьере! Они особенно выигрышно смотряться именно рядом с лиловым! :)

Единственное, что мне никак не удается осознать в длинных платьях - как же с такими юбками жить в период дождя\снега\грязи?!


18/01/2011 22:49     

ну а зачем великосветским дамам куда-то идти в дождь-грязь-снег? К карете-от кареты)))


18/01/2011 22:52     

упс... не подумала! По извечной женской привычке примерила на себя. :)


18/01/2011 22:55     

:))))) да, сейчас было бы сложно так ходить ежедневно)


19/01/2011 00:28     

На самом деле даже варианты без шлейфов при дожде-снеге и т.п. забрызгиваются по самое не могу. В парадных, понятное дело, по улицам не ходили, а так - чистили щетками, выбивали и т.д.
Видела платье с турнюром, у которого на трене (точнее, под ним) была пышная оборка из жесткой сетки. Утверждалось, что это в частности именно от пыли-грязи. Хотя скорее от пыли все-таки. От грязи такое мало спасет.


19/01/2011 00:31     

ну да, от грязи мало что спасет, да от пыли впрочем тоже, если лето как у нас в городе(


19/01/2011 10:56     

По собственному опыту скажу что они и без грязи-снега пачкаются так, что мама не горюй. Я подолы своих платьев после каждого выступления на пленере стираю/чищу.


19/01/2011 13:43     

Часто платья шили с заделом, что отпарывали нижний волан/оборку/что то там и ее чистили или меняли. В 60-ых годах в России как раз была мода шить верхнюю уличную контрастную юбку и войдя в помещение ее снимать.


19/01/2011 18:07     

Не знаю, как насчет турнюра, но я свою длинную (4 см от пола) юбку таскаю и в грязь, и в снег. Благо - тепло. Замечено: если носить ее с нижними юбками, то носится нормально, если же надевать на "голые ноги", то забрызгивается немилосердно.
Может, вопрос походки?


19/01/2011 14:49     

Мерси:)) чудесный пост:) и главное не перепост и не с лиру:)) хочу такие наряды:))


19/01/2011 14:53     

я тоже хочу)))


19/01/2011 14:55     

:))) понимаю:)) завтра если мне все починят как следует будут мои любимые платья с турнюром-рюшечки,кружавчики,бантики и тп:)))


19/01/2011 19:12     

особенно хороши придворные платья!
каждый раз поражаюсь насколько гениально стилизованная придумка!


03/02/2011 11:51     

Ура,ура,наконец то, наконец то я нашла,что искала. Хочу сшить на заказ себе свадебное платье. В голове его представляла, а вот в реальности не могла объяснить его. Тут, среди кучи интересной инфы и фото нашла его! Урааа